Дети – серьёзные люди!

Чарльз Доджсон (1832-1898), прославившийся своими фэнтези про Алису под псевдонимом Льюис Кэрролл, оставил и другой след в истории – уже под своим реальным именем как один из выдающихся фотографов середины XIX века. В то время фотография, которая на тот момент только была изобретена, считалась увлечением хотя и модным, но очень трудоемким и дорогим. Но Доджсона это не пугало, и почти 25 лет своей жизни он посвятил любимому хобби, потом, правда, резко прекратив снимать в 1880-м году (причина неизвестна – видимо, просто перегорел).

В общей сложности, он сделал около 3000 фотографий, из всего наследия сохранилась примерно треть. По дошедшим до нас снимкам видно, что больше всего он любил делать портреты, как постановочные, костюмные, так и простые, при естественном освещении. В то время как большинство фотографов из-за несовершенства оборудования предпочитали студийную съемку с возможностью регулировать освещение, Доджсон, напротив, смело фотографировал на природе.

Именно эти снимки в мягкой дымке и стали в итоге ассоциироваться с его неповторимым стилем. Рассеянный свет как нельзя больше подошел его манере снимать людей – обычно их взгляд направлен не в объектив, а скорее, вглубь, в себя. Его модели – чаще всего серьезны или задумчивы. Большую часть портретов составляют детские – Чарльз Доджсон, он же – Льюис Кэрролл, любил дружить с детьми – они-то и вдохновили его на создание всеми любимой сказки и этих фотографий: https://www.youtube.com/watch?v=AWxakRattXE

Итак, что мы знаем о Льюисе Кэрролле?
1. То, что это – его литературный псевдоним, именно под ним он вошел в историю как классик английской литературы
2. Его настоящее имя – Чарльз Доджсон, и он родился в семье священника. И в итоге в зрелом возрасте он всё-таки стал диаконом в маленьком сельском приходе.
3. По профессии он был математик и логик, преподавал в оксфордском колледже, оставил несколько научных трудов, но, конечно, менее известных, чем его блокбастер «Алиса в стране чудес» и сиквел «Алиса в Зазеркалье»
4. Он рос в многодетной семье, где был главным заводилой. Детство, проведенное в играх, сказалось на всей его последующей жизни – он лучше всего находил общий язык с детьми.
5. Он был фотографом-любителем, и его портреты (преимущественно, детские) сохранились до наших дней, войдя в коллекции разных английских музеев.

Казалось бы, информации вполне достаточно для того, чтобы составить примерное представление о том, что он был за человек. Но в 2010 году его очередной биограф Дженни Вулф, вдруг заинтересовалась банковскими счетами Кэрролла и сделала открытие: на протяжении всей своей жизни Льюис Кэрролл занимался благотворительностью, причем в огромных масштабах, не оставляя себе практически ничего и даже периодически влезая из-за этого в долги сам. Он поддерживал всю свою большую семью, помогал знакомым многодетным семьям, а также состоял в как минимум тридцати благотворительных обществах: от поддержки жертв насилия до приютов для животных. Все это он делал втайне, как и полагает настоящему благотворителю.
При таком благотворительном размахе — сам он не был особенно богат, и после его смерти его родные оказались в затруднительном положении и были вынуждены выставить на торги его имущество (переписку, фотографии, мебель и огромную библиотеку). Все это ушло за бесценок и рассеялось по миру. И по сей день продолжаются поиски полного корпуса кэрролловских рукописей, писем и прочего наследия.

Алина Старинец, руководитель Театрального проекта на английском «PEOPLE&THEIR STORIES»